Низамов В.А. «Психоаналитический кинотренинг способности к информативным идентификациям»

Актуальность проблемы. Векко Тэхкэ, считает, что аналитику, как успешному специалисту, для эффективной терапии необходимо иметь способность по-разному устанавливать связь в пациенте c силами, создающими навязчивое повторение и с возможностями к развитию, которые Тэхкэ В. метафорически называет: трансферентный и развивающийся ребенок. Техкэ В. считает, что основным средством распознания трансферентного и развивающегося ребенка,  незаменимыми направляющими для корректных терапевтических интервенций,  являются информативные идентификации, осуществляющиеся через комплиментарные и эмпатические отклики аналитика на послания пациента. Текхэ В. считает, что доступ ко всем своим эмоциональным откликам на пациента – наилучшая гарантия для аналитика против их отреагирования, а, также, против длительных идентификаций с инфантильными объектами пациента, что спасает от неудач в терапии. Таким образом, следует не только разрешать, но и требовать, чтобы аналитик был способен как можно более полно осознавать собственные либидинозные и, также, агрессивные отклики на пациента. Т.о. аналитику необходима способность к информативным идентификациям. И она должна быть развита во время профессиональной подготовки, обучения, психоаналитического тренинга.

Психоаналитический кинотренинг способности аналитика к информативным идентификациям.  

Однажды, при просмотре фильма «Крейцеорва соната», где 2 серии герой своими переживаниями с попутчиком, у меня родилась идея. Если убрать «лишнее», т.е. вырезать, то чего нет в кабинете, то тогда можно создать условия, идентичные аналитической ситуации. Затем использовать этот материал для учебных целей, для развития способности у психоаналитиков к информативным идентификациям с внутренними родителями и ребенком показанного «пациента». В процессе практикого применения этой методики оформилось название – «психоаналитический кинотренинг». Эта творческая методика из разряда активных, практических методов обучения и развития. «Кинопациент» – это вырезанные из фильма и соединенные такие куски, которые показывают (насколько возможно) только одного персонажа и его речь. Из материала удаляются другие персонажи, внутренние образы персонажа, якобы возникающие у этого человека. Таким образом, создается единая видео-аудиозапись психоаналитической сессии одного кинопациента.

Здесь хочется подчеркнуть, что существует большая идентичность кинопациента с процессом восприятия и осмысления пациента по Скайпу: экран и в нем говорящий пациент – пациент за экраном. Аналитик воспринимает видеоряд, поведение за экраном, звук, голос из динамика. Нет физического присутствия и связанных с ним посланий (например, запаха, тепла). Кроме этого, появляются интимные детали личного пространства пациента. В таких условиях  технические, методические задачи встают подчас острее, чем при очной работе. Поэтому психоаналитический кинотрениг  очень полезен для тренировки такой практики дистанционного анализа.

Восприятие такого кинопациента занимает максимум 30 минут, а вербализация аффективных откликов группы участников тренинга («Коллективного Аналитика») и фантазирования на предмете откликов еще 20 минут. В итоге продолжительность составляет 45-50 мин. Это соответствует психической, творческой активности аналитика в кабинете и академическому часу в учебной аудитории. Цель учебного занятия — создать образы внутренних родителей пациента, в каких взаимодействиях он развивался, к каким отношениям он привык, какие объектные отношения воспроизводит во время фрустрации. На каких отношениях зафиксирован, и до каких он не смог развиться? Каких развивающих объектов ему не хватило? Что трансферентный и развивающий ребенок требуют от аналитика, как от трансфернтного родителя и как от нового эволюционного объекта?  Кроме этого перед участниками стоит важнейшая задача: отделить реакции контрпереноса от информативных идентификаций.

Для работы дается инструкция – наблюдать, используя свободноплавающее внимание, за своими откликами в следующих направлениях: (1) телесными ощущениями, (2) эмоциями, (3) желаниями, (4) фантазиями, воспоминаниями; (5) побуждениями к действиям, поведением.  При желании фиксировать их на бумаге. Все это делается с целью дальнейшего определения ответов на 4 основных блока вопросов: 1. Что хочет, что чувствует, и поэтому что требует трансферентный ребенок от трансферентного родителя? 2. Что чувствует, какие побуждения испытывает и соответственно, к каким действиям подталкивается трансфернтный объект? 3. Что хочет развивающийся ребенок, что ему нужно для дальнейшего развития? 4. Что делать аналитику как новому эволюционному объекту?

Затем ведущий включает видео-аудио материал. Синтезированый материал обеспечивает  видео-аудиоряд одного пациента. «Коллективный аналитик» воспринимает то, что «кинопациент» посылает в виде вербальных содержаний и паровербальных компонентов (громкость, интонация, темп, ритм, паузы, ударения на словах), а, также, в виде моторных реакций мимики, пантомимики, действий. На все эти послания каждый участник «коллективного аналитика»  откликается, дифференцирует свои реакции по пяти разделам и фиксирует их на бумаге.  Т.е. участник пишет не стенограмму сессии, а свободно выписывает, то, что приходит в голову и тело аналитика.  

Участники просмотра воспринимают «пациента» на протяжении 30 минут молча. Т.о. этот этап методики психоаналитического кинотренинга развивает у аналитиков способность в молчании наблюдать за пациентом и за собой. В моделируемой, безопасной ситуации тренируется способность рефлексировать в свободноплавающем внимании над своими аффективными, когнитивными откликами. Так начинает моделироваться аналитический процесс пациент-аналитик. А творческий процесс катализируется опросом каждого участника после просмотра. Ведущий, опрашивая всех участников, фиксирует их отклики на флипчарте для общего, целостного понимания коллективным аналитиком бессознательного пациента.   

Часто есть необходимость напоминать участникам группы принципы работы в тренинге: активность, равенство, творчество. Активность — все участники должны высказать, вербализовать свои аффективные отклики на кинопациента. Равенство – все высказывания равноценны. Творчество – приветствуется любые фантазии о кинопациенте. Целью является развитие способности к информационным идентификациям с пациентом, а не абсолютная истина о пациенте, не нарциссическая демонстрация теоретических знаний.

После вербализации и фиксации откликов, ведущий переходит к процедуре коллективного фантазирования на основе коллективных откликов о трансферентных родителях и трансферентном ребенке. Это похоже на методику мозгового штурма. Посредством опроса, диалога проявляются разнообразные фантазии коллективного аналитика. Что мы не можем сделать в одиночку, то можем сделать вместе. И каждый участник, используя сумму вербализаций других коллег в группе, их откликов, эмпатий, опыта, догадок, становится способен распознать собственный субъективный контрперенос и отделить от него информативные идентификации. Так постепенно у участника тренинга возникает возможность выделить реакции на трансферентных родителей и трансферентного  и ребенка представленного «пациента», а также он может понять нужды развивающегося ребенка и соответственно развивающие действия нового эволюционного объекта.  

Демонстрация кинопациента в группе участников просмотра является одним, стандартным стимулом для всех, на который и возникают общие и различные реакции. А фантазирование, обсуждение, создают условия для кристаллизации идентификаций. Так проясняется, выделяется, комплектуется, проявляется, вырисовывается из мрака бессознательного внутренний объект и ребенок, соответственно, и мотивы взаимодействия с ним. У аналитика создается психодинамическая формулировка (Волкан В., Мак-Вильямс, Урсано с соавт.). Эта тенденция усиливается, когда общение в группе создает образы в одном ключе, когда возникают общие, схожие отклики, буквально, с разных точек зрения, через разные уши чувствуют «единодушные» побуждения — психоаналитический консилиум.

Оказалось очень полезным показывать кинопациента в серии сессий. При таком подходе психодинамическая формулировка становится более ясной и объемной. И чувствительность откликов аналитиков от сессии к сессии становится более точной, совпадающей с внутренней реальностью данного кинопациента.

Созданные образы можно интерпретировать кинопациенту в моделируемой учебной сессии. Например, исходя из задач развития рабочего альянса в первичном периоде, можно использовать полученные данные для формулирования подходящей интервенции. Н-р, связывающие или предварительные интерпретации (Волкан В.). Это и тренируется с каждым участником, после предварительной творческой записи авторской интервенции. Озвучивая варианты по очереди участники, тем самым, создают общий багаж, банк интервенций из работы Коллективного Аналитика. Тем самым обогащая каждого участника.

Тренинг проводился на летней, зимних школах ЕКПП, на курсах повышения квалификации, на семинарах по технике, по контрпереносу и на региональных конференциях в Екатеринбурге и Челябинске. 4-летний опыт проведения тренинга и последующие наблюдения в супервизиях участников тренинга, показали эффективное использование развитой способности к информационным идентификациям в реальных отношениях с живыми пациентами. Методика психоаналитического кинотренинга рекомендуется для использования в учебном процессе в психоаналитических ВУЗах, обществах и на семинарах.